Лексическая тема зимующие птицы в подготовительной группе. Зимующие птицы. Развитие связной речи

Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицами, снегирями, воронами, голубями; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Развивать умение узнавать и называть части тела птиц (голова, туловище, крылья, лапы, хвост, тело покрыто перьями). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Нарисовать или вырезать картинки с изображением зимующих птиц и приклеить их в тетрадь. Называть, показывать птиц: воробей, синица, ворона, сорока, дятел, сова; части тела: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки.

Расширение, уточнение словаря :

голубь, сорока, ворона, воробей, синица, сова, дятел, птица, кормушка, стайка, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; крылья, клюв, лапки, коготки, хвост, перья, большой, маленький, круглый, летать, кормить, прыгать, ходить, клевать, тепло, холодно, высоко, низко.

Игра с мячом «Кто что делает?». Взрослый бросает мяч ребенку и называет птицу, ребенок называет действие и возвращает мяч взрослому.

Ворона – сидит, воробей – скачет, голубь – ходит, синица – летит, дятел – стучит, сова – спит (ловит)

2. Упражнение «Кто кричит?»

Развитие речевого слуха (узнавание и различение звуковых сигналов)

Воробей – «Чик-чирик!», ворона – «Кар-кар!», синица – «Тень-тень!», дятел – «Тук-тук!», сова – «Ух-ух!», голубь – «Гру-гру!».

Предложить детям повторить звукоподражание. Взрослый показывает на птицу и просит изобразить, как птица кричит. Затем взрослый закрывает свое лицо руками и произносит звукоподражание, а ребенок показывает на картинку или называет птицу, которая так кричит.

3. Пальчиковая гимнастика

Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»,

тереть подушечки пальцев друг о друга)

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям, (вытянуть вперёд правую руку)

Эти крошки – воробьям. (вытянуть вперёд левую руку)

Галки да вороны, (тереть ладонью о ладонь,

Ешьте макароны! «катая из хлеба макароны»)

Загадайте детям загадки:

***



На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(Ворона)

Подвижная игра "Собачка и воробьи".

Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Ход игры: Один ребенок — "собачка", все остальные - "воробьи".

Скачет, скачет воробей — Дети скачут – побуждать повторять слова:
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей: Повторяют: "Чив! Чив! Чив!"
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! Повторяют: "Чик-чирик!"
Чик-чирик!
Вдруг прибежала "собачка" и громко залаяла.
"Воробьи" разлетаются.

(Игра проводится 2—3 раза)

Игра «Один - много» (Формирование грамматического строя речи) – игра с мячом.

Ворона – вороны, воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби, сова – совы, сорока – сороки.

Игра «Четвертый лишний» - 3-дикие, 1 – домашняя или наоборот.

Прочитайте детям: А. Барто «Страшная птица», «Птичка». Л. Толстой «У Вари был Чиж…», «Птица свила гнездо…», В. Стоянов «Воробей». В. Сутеев «Ворона и яблоко».

· Юные следопыты. Наблюдения за зимующими птицами на прогулке.

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.

Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1. Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках. Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)

2. Чем отличаются повадки разных птиц?..



Елена Шарнина

Лексическая тема: Зимующие птицы.

Цель:

Расширять и активизировать словарный запас по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закреплять и расширять представления о зимующих птицах;

Совершенствовать грамматический строй речи (изменение существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование сложных форм)

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать связную речь, речевой слух, зрительное и слуховое внимание,

Развивать общую, мелкую и речевую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества;

Воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование:

мяч, разрезные картинки зимующих птиц по количеству детей, три сюжетные картинки для составления рассказа, доска.

Ход: 1. Оргмомент.

Отправляемся на прогулку в зимний лес. Смотрите, птиц сколько…

Узнайте по описанию, про кого я говорю?

Кто драчливый, веселый, удалой, шустрый? (воробей)

Кто желтогрудая, веселая, юркая? (синица)

Кто красногрудый, ленивый, малоподвижный? (снегирь)

Кто белобокая стрекотунья и воровка? (сорока)

Кто красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев? (дятел)

Кто большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная? (сова)

Каких еще птиц мы не назвали? (свиристель, клест, голубь, ворона)

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы поговорим о зимующих птицах, будем составлять рассказ о том, как нужно помогать птицам в зимнее время.

Почему этих птиц называют – зимующие? Нужно ли помогать птицам зимой? Объяснить свой ответ.

3. Развитие мелкой

моторики.

Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –

Соединяем одновременно пальцы в колечки, указательный с большим

Зимуют у нас эти чудные птицы. Тоже, но начинаем с мизинца

И чтоб они жили по-прежнему с нами, Хлопки

Мы будем кормить их, конечно же, сами. Сжимаем и разжимаем по очереди кулачки

4. Образование сложных слов.

«Скажи одним словом» (с мячом)

Скажи одним словом, если:

У сороки белые бока, поэтому ее называют. белобокая.

У сороки длинный хвост, поэтому ее называют… длиннохвостая.

У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудая.

У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылая.

У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювый.

5. Развивать глагольный словарь.

На столе у каждого ребенка разрезные картинки. Дети составляют из них изображение птицы и называют ее. Затем, логопед спрашивает, как подает голос данная птица.

Голубь (что делает) – воркует

Воробей – чирикает

Ворона – каркает

Сорока – стрекочет

Сова – ухает

6. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Назови ласково»

Черное перо – черненькое перышко,

Серая спина – серенькая спинка,

Красная грудь – красненькая грудка,

Острые когти – остренькие коготки,

Длинный хвост – длиненький хвостик,

Белый пух – беленький пушок,

Круглая голова – кругленькая головка,

Шустрые лапы – шустренькие лапки,

Мягкие перья – мягонькие перышки,

Пестрые крылья – пестренькие крылышки.

7. Физминутка.

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари. Пощипывают щеки

Это красные фонарики

Засветились снегири. Взмахи руками как крыльями.

Чистят перышки пунцовые,

Воду пьют из родника. «Пьют»

Переливы бубенцовые

Мне слышны издалека. Ритмичные хлопки в ладоши.

8. Развитие связной речи.

Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картинок.

Логопед предлагает детям разложить картинки в нужной последовательности. дети рассматривают картинки с целью дать название будущему рассказу.

Как можно назвать будущий рассказ?

Из предложенных названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».

Логопед задает вопросы:

3. Почему дети решили сделать кормушку?

4. Что им для этого понадобилось?

5. Где дети повесили кормушку?

6. Кто был рад прилететь к кормушке?

7. Как нужно заботиться о птицах зимой?

Дети отвечают.

Еще раз внимательно рассмотрите картинки и подумайте, как вы будете рассказывать. Начните свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку. Придумайте детям имена.

Рассказ, составленный детьми.

Наступила суровая зима. Птицам было холодно и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик взял инструменты и материал, а девочка стала ему помогать. Когда кормушка была готова. Дети пошли в парк. Ваня встал на пенек и прикрепил кормушку к ветке. А Таня насыпала из баночки семечки. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели, как воробей сел на кормушку.

9. Итог.

Что мы сегодня с вами делали на занятии? О чем составляли рассказ? Как называют птиц, которые остаются зимовать? Как можно помочь птицам зимой?

Список литературы:

1. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 128 с. – (Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).

2. Гомзяк О. С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М. : ТЦ сфера, 2007. – 96с. – (Логопед в ДОУ).

3. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе.

4. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно!/Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2006. – 208с. : ил. – (Серия «Готовимся к школе»).

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: н аборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».

1. Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите картинки и назовите.

– Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

2. Введение в тему

– Правильно.

– Как называются птицы, которые остаются зимовать?

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.

3. Рассматривание картинок

выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).

– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

– Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

– Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

– Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

(Голубь большой, сизый, воркующий.)

– Какие это птицы?

– Почему их так называют?

4. Пальчиковое упражнение «Дятел»

– Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

5 . Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.

6. Игра «Какой птички не стало?»

На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает :

– Какой птички не стало?

7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)

– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».

Снегирь, синица, голубь, воробей

8. Составление предложений по картине

– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.

– Как называется домик с кормом для птиц?

– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

– Какие птицы прилетели к кормушке?

– Сколько птиц прилетело?

– Что едят синички?

– Какие птицы улетают?

– Почему нужно помогать птицам зимой?

9. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

– Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите – на дерево прилетело много птиц.

Давайте про них скажем так:

На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон.

На дереве много… снегирей.

10. Упражнение «Посчитай-ка»

– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.

(Воробей, синица).

11 . Работа в тетрадях

Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.

12. Итог занятия

– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

– Что мы делали на занятии?

– Что понравилось?

Оценка детей.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Зимующие птицы

Цель: Расширять обобщенные представления детей о зимующих птицах; о том, где они живут и чем питаются, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто.

Развитие словарного запаса

Существительные : птица, ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь, сова, галка, кормушка, корм, помощь, голова, глаза, клюв, туловище, грудка, крылья, хвост, перья, лапки, зерно, крошки, семечки

Прилагательные: зимующий, голодный, сытый, быстрый, шустрый

Глаголы: чирикать, каркать, ворковать, тинькать, стрекотать, зимовать, голодать, кормить

Наречия: голодно, морозно

(ворона, воробей, синица).

Воробей - ... (воробушек).

Перо от гуся - ... (гусиное) перо.

«Сосчитай и назови» - согласование числительных «два» и «пять» с существительными, обозначающими названия зимующих птиц.

Развитие связной речи

Составление рассказа описания

«Воробей» по опорным картинкам:

Воробей – зимующая птица. У него есть головка, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Тело птички покрыто перьями серого цвета. Воробей питается насекомыми, крошками, зёрнами, семенами. Воробей может летать, прыгать, клевать, чирикать, сидеть.


Пальчиковая игра

Насыпаем в кружку сухой горох. На каждое слово перекладываем горошину в другую кружку:

Снегирь, и сорока, и клёст, и синицы –

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

То же самое ребёнок проделывает другой рукой, двумя руками одновременно, двумя руками попеременно, большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Речь с движением "Птички"

Загадки

Доктор он в лесной палатке,

Носит пёстренький халатик,

Он деревья клювом лечит,

Постучит – деревьям легче. (Дятел)

Озорной мальчишка,

Серый армячишко,

Тоненькие ножки,

Ворует крошки. (Воробей)

Хитрая воровка,

Крикунья, хрипунья,

Известная персона.

Кто это?... (Ворона)

Спинка зеленовата,

Животик желтоватый,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Чернокрыл, красногруд

Здесь зимой найдёт приют:

Не боится он простуд –

Первый снег –

Он тут как тут! (Снегирь)

Вертится, стрекочет,

Целый день хлопочет. (Сорока)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

Станет светло,

Спать в дупло. (Сова)

Скороговорки

Проворонила ворона вороненка

Сорока с вороной спорила –

Тараторила-тараторила -

Ворону переспорила.

Пословицы

Видна птица по полету.

Зимующие птицы

Цель: систематизировать и закреплять знания детей о зимующих птицах, их жизни, питании. Уточнять, как люди помогают птицам в зимнее время.

Развитие словарного запаса

Существительные: птица, ворона, воробей, голубь, сорока, дятел, синица, сова, снегирь, клест, свиристель, корм, кормушка, голод, холоде, клюв, перо, грудка, хвост, коготь, крыло, лапа.

Прилагательные: зимующий, длиннохвостый, красногрудый, чернокрылый, пестрый, нахохлившийся, задорный, шустрый.

Глаголы: летать, клевать, зимовать, замерзать, голодать, кормить, добывать, долбить, прятать, трещать, шелушить, кружить, прыгать, ворковать, тинькать, чирикать, свистеть, каркать.

Наречия: высоко, низко, холодно, голодно, сытно.

Развитие лексико-грамматического строя речи

«Назови как можно больше признаков» - согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.

Попросите его назвать как можно больше характерных для каждой птицы признаков, учитывая ее форму, величину, цвет.

(ворона, воробей, синица).

«Назови ласково» - образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -чк-.

Воробей - ... (воробушек).

«Скажи по-другому» - образование имен прилагательных от существительных.

Птица из леса - ... (лесная) птица.

Подушка из перьев - ... (перовая) подушка.

Перина из пуха -... (пуховая) перина.

Озеро с лебедями - ... (лебединое) озеро.

Птица, которая поет - ... (певчая) птица.

Перо от гуся - ... (гусиное) перо

«Подумай и скажи» - понимание значений сложных слов; образование новых слов путем соединения двух слов.

белые крылья – белокрылый,

Черные крылья - ... Крепкий клюв - ...

Длинный хвост - ... Острый клюв - ...

Красная грудка - ... Большие глаза - ...

Желтая грудка - ... Тонкие лапы - ...

Круглая голова - ...

Конспект образовательной деятельности

По лексической теме: «Зимующие птицы»

для детей подготовительной к школе группы с ОНР.

Программное содержание:

  • расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
  • развитие мышления детей на материале описательных загадок
  • автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
  • закрепление умения детей делить слова на слоги
  • развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
  • развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
  • развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
  • развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
  • воспитание умения взаимодействовать друг с другом
  • воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

Оборудование и материалы:

  • предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
  • модели птиц на каждого ребенка
  • картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком
  • магнитная доска
  • опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
  • дидактическая игра "Назови по части целое"
  • дидактическая игра "Составь слово"
  • губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
  • простые карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход:

1. Организационный момент.

Логопед. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Кинезиологическая гимнастика

Логопед. Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)

Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)

Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,

Большая голова.

На суку сидит,

На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

Логопед. Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

2. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

Логопед. Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

(Ответы детей.)

Правильно, о зимующих птицах.

Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края) Назовите известных вам зимующих птиц (дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел)

А теперь давайте определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. (дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах (дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это … (Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска, оперенье)

Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

Дидактическое упражнение «Для чего?» (Дети отвечают на вопросы логопеда)

Для чего птице клюв?

Для чего птице крылья?

Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Логопед. А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание) .

Вы штриховали?

Дети. Мы штриховали.

Логопед. А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

3. Физминутка.

а) Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают. (Имитируют руками взмахи крыльев

Птички прыгают, поют. и совершают повороты туловища в стороны)

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают, (Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе,

Зернышки клюют постукивать по коленкам)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой)

Перышки почистили, (Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой)

Клювики почистили, (Повороты головы вправо – влево)

Клювики почистили.

И на место сели. (Дети садятся на стульчики)

б ) Логопед. Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибают

Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)

Н.Нищева

4. Развитие навыков чтения.

Логопед. Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (еда, корм, пища)

Для кого этот корм? (Для птиц)

Чей это корм? (Птичий корм)

Чья это пища? (Птичья пища)

5. Развитие связной речи.

Логопед. Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:

Название птицы.

Какая это птица? Зимующая или перелетная?

Эта птица крупная или мелкая?

Назови части тела птицы, особенности ее внешнего вида.

Чем питается зимой?

Где ночует?

Какую пользу приносит эта птица?

Дети составляют описательные рассказы

6. Закрепление материала

Логопед. Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Назови по части целое" и вспомним известных нам зимующих птиц. (Логопед показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу)

Логопед. А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

птица – птичка, пичужка

синица – синичка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

галка – галочка

Логопед . Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

7. Итог

Логопед в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии, дается дифференцированная оценка работы детей.