Профессии атомной промышленности. Шаг к выбору профессии в атомной отрасли. Какие качества нужны человеку, чтобы работать в атомной отрасли

С атомными профессиями познакомились дети из младших классов нижегородских школ, отдыхающие в городских лагерях при социально-реабилитационных центрах. На площадке ИЦАЭ они смогли отправиться в настоящее космическое путешествие, ради которого пришлось пройти несколько испытаний. Чтобы не потеряться в пути, будущим звездным пилотам нужно было собрать карту-паззл, затем заправить свой корабль ядерным топливом, проложив путь геолога к урановой руде и, наконец, раскрасить сам марсоход, придав тем самым индивидуальности своим транспортным средствам. После этого наиболее успешные звездные «асы» смогли отразить атаку пришельцев на атомную электростанцию с помощью интерактивного приложения с дополненной реальностью «АЭС на ладони».

Книжку-раскраску «Профессии атомной отрасли» ребята получили в подарок, и уже спустя несколько минут, примостившись на траве или скамейках, примеряли на себя роли капитанов ледокольного флота и селекционеров.

«Читающий сквер на Звездинке» - еженедельная литературная и игровая площадка на открытом воздухе, организованная Нижегородской государственной областной детской библиотекой. В течение всего лета по средам с 10,00 до 12,00 можно принять участие в интерактивных программах, подвижных играх, мастер-классах, выставках. ИЦАЭ Нижнего Новгорода традиционно выступает партнером в самых значительных акциях и НГОДБ, помогая в организации мероприятий научно-популярного характера. В августе 2016 года планируется проведение совместных научных чтений.

Перед обзором немного поговорим о самой отрасли, ее работе и структуре в нашей стране.

Атомная отрасль России представляет собой мощный комплекс более чем из 300 предприятий и организаций, в которых занято свыше 250 тысяч человек. Кроме того, в составе отрасли более 20 научно-исследовательских бюро. Компании ядерной промышленности различного профиля расположены в 39 регионах России от Калининграда до Чукотки. Уникальность отрасли в том, что она вмещает в себя, по сути, целый ряд других отраслей и видов деятельности.

Российская атомная отрасль является одной из передовых в мире по уровню научно-технических разработок в области проектирования реакторов, ядерного топлива, опыту эксплуатации атомных станций, квалификации персонала АЭС. Предприятиями отрасли накоплен огромный опыт в решении масштабных задач, таких, как создание первой в мире атомной электростанции (1954 год) и разработка топлива для нее. Россия обладает наиболее совершенными в мире обогатительными технологиями, а проекты атомных электростанций с водо-водяными энергетическими реакторами (ВВЭР) доказали свою надежность в процессе многих лет безаварийной работы.

В современных условиях атомная энергетика — один из важнейших секторов экономики России. Динамичное развитие отрасли является одним из основных условий обеспечения энергонезависимости государства и стабильного роста экономики страны. Атомная отрасль способна выступить локомотивом для развития других отраслей. Она обеспечивает заказ, значит, и ресурс развития машиностроения, металлургии, материаловедения, геологии, строительной индустрии и т.д.

Ежегодно предприятия Росатома принимают на работу более двух тысяч выпускников вузов. Здесь востребованы свыше тысячи профессий, в том числе около сотни специальностей высшего профессионального образования. Среди этих счастливчиков можете оказаться и вы. Чтобы начать ваш широкий шаг по карьерной лестнице, предлагаем вам ознакомиться с направлениями, где эту карьеру можно сделать максимально быстро, по мнению Сергея Куриленко, генерального директора ГК «Росатом».

Атомное машиностроение

Если кто-то готов связать свою и карьеру с его развитием, то будьте уверены, это довольно перспективное занятие. Уже создан один из крупнейших холдингов в стране, компания «Атомэнэргомаш», которой принадлежит ряд заводов в Чехии, Венгрии и Украине.

Наука

Сегодня предъявлен огромный заказ науке, следовательно, будет увеличиваться и спрос на квалифицированных специалистов в научных институтах. Существует много задач, ради которых туда стоит идти. Например, создание многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах.

Ядерная медицина и экология

В этой сфере бизнес только становится на ноги, поэтому это место отлично подходит для приложения сил, ведь быстрее всего расти там, где дороги еще не протоптаны и пока ничего не сформировалось.

Атомное судоходство

Здесь нужны специалисты двух категорий: первая - те, кто связан непосредственно с судовождением, вторая - специалисты-атомщики, которые обеспечивают безопасность атомной установки. Для тех, кто любит море и одновременно атомную энергетику, это хорошее направление деятельности.

Связи с общественностью

В ближайшие года будут требоваться люди, которые способны работать с большими коллективам, умеют и любят заниматься разъяснением, при этом являются специалистами в атомной отрасли, владеют технической информацией и говорят на языке профессионалов. Спрос на такие кадры очень большой во всем мире, обратите на это внимание.

Переработка ядерных отходов

Эту специализацию можно считать весьма перспективной на ближайшее десятилетие как минимум. Речь идет о работе, связанной с конечной стадией топливного цикла, то есть с его замыканием, переработкой ядерных отходов, радиационной безопасностью. Это очень быстро развивающееся направление.

Из этого ясно, что на существует явная потребность в ученых, ученых-технологах, конструкторах.

Весьма показательно то, что сегодня основные тенденции развития атомной отрасли делают ее привлекательной для молодых специалистов и студентов. К тому же атомная отрасль по определению относится к таким, где любой проект связан с долгосрочной перспективой. А это означает стабильность и востребованность для Вас, квалифицированные специалисты, на многие годы вперед.

Заработная плата

Нельзя обойти стороной тему зарплаты, ведь это первое, что интересует современных выпускников.

Здесь можно процитировать выступление Сергея Куриленко на днях карьеры Росатома: «Больше всего у нас зарабатывают специалисты, связанные с ядерно-оружейным комплексом, потому что, во-первых, понятна его важность, а, во-вторых, в связи с секретностью на этих людей накладываются определенные ограничения, которые нужно компенсировать. Хорошие зарплаты имеют работники атомных станций, особенно тех, которые расположены за Полярным кругом, там добавляется еще и северный коэффициент. На Кольской АЭС самая высокая средняя заработная плата по АЭС- 111 тысяч рублей, на Билибинской АЭС-105 тысяч рублей. Средняя зарплата на АЭС приблизится скоро к 50 тысячам рублей, начали хорошо расти зарплаты в институтах и на промышленных предприятиях. Стартовые зарплаты по ключевым специальностям уже сейчас 35-50 тысяч рублей. Все зависит от того, насколько квалифицированным специалистом вы являетесь и насколько эффективно работаете. Так что милости просим!»

Карьерный рост

Говоря о карьерном росте, напомним: для того, чтобы занять топовую должность, сотрудник должен проявить себя в разных направлениях. В рамках одного предприятия его карьерный потенциал может быть сужен, там может не оказаться места для роста, но подходящая должность найдется, например, на соседнем предприятии, а может и в другой стране!

Так что если вы учитесь в техническом вузе и вам больно, помните, что вы ценный кадр! Возможно, именно ваша специальность является ключевой для крупного предприятия, а именно вас ожидает счастливое будущее за все годы страданий над учебниками! Подумайте над этим!

Базовым ВУЗом атомной отрасли России является Национальный исследователь­ский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ), созданный во исполнение Ука­за Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 г. № 1448 и распоряже­ния Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 480-р на базе прославленной отечественной «кузницы атомных кадров» - Московского инженерно-физиче­ского института.

НИЯУ МИФИ является университе­том нового типа, реальным воплощением нового подхода к системной модерниза­ции отечественной науки и образования. Он сформирован как инновационный сете вой регионально-распределенный образо­вательно-научный комплекс, в состав кото­рого входят 22образовательныхучреждения в 5 федеральных округах России.

Подготовка специалистов в НИЯУ МИФИ является «сквозной» (под лозунгом «от парты до диплома и далее»), концептуально реализу­ющей современный общемировой принцип не­прерывности образования. Она осуществляется по 60 специальностям высшего и 45 - среднего профессионального образования, с использо­ванием уникального научного оборудования, разветвленной материально-технической базы и передовых методических подходов. Более 1600 профессоров, преподавателей и научных сотрудников НИЯУ МИФИ имеют ученые степе­ни доктора и кандидата наук.

По результатам «Рейтинга российских ВУ­Зов по научным достижениям», составленного в 2009 г. независимым рейтинговым агент­ством в сфере образования «РейтОР», НИЯУ МИФИ занял третье место, пропустив вперед лишь МГУ им. Ломоносова и СПбГУ.

Высокий уровень и комплексный характер подготовки выпускников НИЯУ МИФИ обе­спечивают их высокую конкурентоспособность на рынке труда и востребованность в совре­менных областях инновационных высоких тех­нологий - в первую очередь в атомной технике и энергетике.

Кроме НИЯУ МИФИ, подготовку от­ечественных специалистов по отдельным направлениям ядерных технологий осущест­вляют Московский энергетический инсти­тут (технический университет), Московский государственный технический университет, Российский химико-технологический универ­ситет. Томский политехнический университет, Уральский государственный технический уни­верситет, Нижегородский государственный технический университет и некоторые другие.

1.Какова физическая основа ядерной энергетики?

2.Как работает ядерный реактор?

3.Каким образом внутриядерная энергия, высвобождаемая в реакторе, преобразуется в электрическую?

4.Как происходит управление и регулирование цепной реакции в реакторе?

5.Какие бывают реакторы и что означают их названия?

6.Может ли реактор на АЭС взорваться, как атомная бомба?


7.Что представляет собой атомная электростанция?

8.Что такое «одноконтурная АЭС»?

9.Почему наиболее распространенной компоновочной схемой АЭС в настоящее время является двухконтурная?

10.Почему в реакторах на быстрых нейтронах (типа отечественного БН-600) используется более сложная (трехконтурная) схема?

11.Что такое «внешний контур охлаждения АЭС»?

Что такое «пруд-охладитель»?

Какие технические решения применяются при недостаточной тепловой емкости пруда-охладителя?

Имеют ли они отношение к атомным станциям так называемые кислотные дожди?

Как разные типы электростанций влияют на окружающую среду?

Каковы экологические преимущества атомной энергии?

Каковы общие принципы обеспечения безопасности на АЭС и других ядерных объектах?

Что такое системы безопасности атомных станций?

Каковы главные принципы совершенствования технических систем безопасности АЭС?

В чем смысл многоуровневой системы барьеров?

Что такое САОР, как она работает? Какова вероятность ее отказа?

Что такое «работа АЭС в маневренном режиме»?

Что такое КИУМ?

Какова сравнительная стоимость электричества, вырабатываемого с помощью АЭС?

Как часто нужно ремонтировать АЭС?

Где появилась первая АЭС?

Сколько атомных станций работаете мирен в России?

Объединены ли АЭС России какой-либо организационной структурой?

Какая часть электроэнергии вырабатывается на АЭС в мире и в России?

Каковы перспективы развития атомной энергетики в мире?

Имеет ли особенности развитие атомной энергетики в России?

Каковы планы развития атомной энергетики в России?

Как выбирают площадки для строительства новых АЭС?

Есть ли у России опыт строительства АЭС за рубежом и как он используется

в настоящее время?

Существуют ли нормы на удаленность населенных пунктов от АЭС?

Как юридически регулируются вопросы, связанные с использованием атомных электростанций в России?

Почему именно уран используется при изготовлении топлива для ядерной энергетики?

Сколько урана на Земле? Какие урановые руды считаются богатыми, какие - бедными?

Где расположены урановые месторождения в мире и в России? Сколько урана на них добывается и каковы перспективы развития урановой отрасли?

Ведется ли в России поиск новых месторождений урана?

Как добывают уран? Насколько это безопасно для населения прилегающей к месторождению территории?

Какие стадии уран проходит в процессе его превращения в ядерное топливо?

Как и где обогащается уран? В чем сущность процесса обогащения?

Что такое Международный центр по обогащению урана? Для чего он был создан?

Что представляет собой топливо для реакторов АЭС?

Какие материалы, кроме урана, используются при производстве твэлов?

Насколько радиоактивен диоксид урана, используемый в ядерном топливе? Что имеет большую удельную (на единицу массы урана) активность: урановая руда или диоксид урана?

Представляет ли радиационную опасность ядерное топливо перед его загрузкой?

В чем главные отличия процессов сгорания ядерного и органического топлива?

Какова энергоемкость ядерного топлива в сравнении с органическим?

Какие требования предъявляются к твэлам и тепловыделяющим сборкам?

Взаимозаменяемы ли ТВС для различных типов реакторов?

Насколько произведенное в России ядерное топливо соответствует международным стандартам качества?

Что такое «радиоактивные отходы»?

Каким образом происходит переработка и хранение РАО?

Существуют ли технологии, позволяющие не просто изолировать РАО от по­падания в доступные для человека экосистемы, а физически уничтожать их (или хотя бы наиболее опасные из входящих в состав РАО радионуклиды)?

Что такое ОЯТ и чем оно отличается от радиоактивных отходов?

Представляет ли ядерное топливо (свежее, отработанное)

опасность с точки зрения террористической угрозы?

Не способствует ли производство ядерного топлива и утилизация ОЯТ распространению ядерного оружия?

Какова дальнейшая судьба отработанного топлива после выгрузки из реактора?

Как перевозится отработанное топливо? Насколько безопасны такие перевозки?

Что такое регенерированное топливо?

Что такое ядерно-топливный цикл и каковы его основные типы?

Используются ли в качестве ядерного топлива другие делящиеся материалы, кроме урана? Какие и как именно?

На какое время хватит человечеству делящихся материалов в различных сценариях развития ядерной энергетики?

Что такое радиоактивность, какой она бывает?

Что такое ионизирующее излучение? В чем заключается главная

причина его негативного воздействия на человека?

Что такое активность источника ионизирующих излучений, в чем она измеряется?

Что такое доза излучения, в чем она измеряется?

Часто приходится слышать о физических и биологических различиях между воздействием на человеческий организм природных и техногенных ионизирующих излучений. Существуют ли такие различия?

Каковы дозы ионизирующего излучения, получаемые человеком? Какова при

этом значимость различных факторов?

Есть ли различия в дозах от естественных источников радиации в зависимости

от места пребывания и жительства?

Какие уровни воздействия ионизирующего излучения могут представлять

угрозу для жизни и здоровья человека и в какой форме?

Может ли человек без помощи специальных приборов ощущать ионизирующую радиацию или чувствовать радиоактивное загрязнение продуктов питания и питьевой воды на вкус?

Какие принципы легли в основу формирования предельно-допустимых уровней радиационного воздействия для сотрудников атомной промышленности и энергетики и для населения в целом?

Какими льготами пользуются сотрудники АЭС и предприятий ЯТЦ?

Что такое риски и каковы основные области их приемлемости для общества?

Как классифицируются риски по способу их оценки и каковы их уровни

в реальной жизни?

Каким образом устанавливаются предельно-допустимые нормативы

по воздействию ионизирующих излучений на организм человека?

Насколько отличаются реальные уровни облучения персонала АЭС

и предприятий ЯТЦ от предельно-допустимых? Не подвергается при работе

АЭС повышенному облучению население прилегающих территорий?

Имеет ли смысл населению прилегающего к АЭС региона, как об этом

говорят, пить йод «для профилактики радиационных поражений»?

Правда ли, что кагор защищает от радиации? А что еще, кроме кагора?

Каковы основные принципы обеспечения радиационной безопасности?

Есть лив России единые нормативные документы, лежащие в основе правил работы с источниками ионизирующих излучений и в условиях их воздействия? 107

В чем заключается базовая концепция предельно-допустимых нормативов радиационного воздействия, заложенная в НРБ-99?

Отвечают ли требования НРБ-99 международной практике радиационной

защиты и гигиены?

Как соотносятся риски при различных способах получения энергии?

Что такое МАГАТЭ и каковы ее главные задачи?

Что такое Госкорпорация «Росатом»?

Что такое Топливная компания «ТВЭЛ»?

Есть ли в России независимый надзорный орган в сфере использования

атомной энергии?

Как классифицируются инциденты на ядерных объектах?

Оцениваются ли количественно риски тяжелых аварий на современных

и перспективных АЭС?

Каковы текущие технические перспективы российской атомной энергетики?

Как видятся сейчас основные этапы качеавенного технологического развития российской атомной энергетики и ЯТЦ?

Что такое «тяжелая вода», какова ее роль в атомной энергетике?

Что такое «атомно-водородная энергетика»

и как в ее развитии могут помочь ВТГР?

Что такое термоядерный синтез и какова его возможная роль в энергетике
будущего?

Используются ли ядерные технологии в неэнергетических целях?
Какие ВУЗы готовят специалистов для атомной отрасли России?

Атомная энергетика и ядерные технологии - это увлекательный, высокотехнологичный сегмент науки и промышленности. Уже невозможно представить жизнь в современном обществе без так называемого «мирного атома». Как же стать специалистом в этой отрасли? Куда пойти учиться и где потом работать? На эти важные вопросы отвечает Симферовская Е.И., руководитель Информационного центра по атомной энергии («Росатом»).

Специалисты каких направлений требуются для работы в госкорпорации «Росатом» и атомной отрасли?

Ядерные технологии широко распространены в современном мире. И так же разнообразны профессии, которые требуются для атомной промышленности.

    Ведь «мирный атом» используется в разных отраслях:
  • космические установки;
  • добыча и обогащение ядерного топлива;
  • атомная энергетика;
  • ядерная медицина;
  • атомный флот;
  • детекторы ядерных излучений;
  • предприятия по переработке ядерных отходов;
  • техника и строительные сооружения для атомной промышленности;
  • оборудование для медицинских исследований;
  • строительство современных суперкомпьютеров;
  • новые материалы для ядерных объектов;
  • системы контроля радиационной обстановки;
  • информационно-технические системы защиты ядерных объектов.

Какие качества нужны человеку, чтобы работать в атомной отрасли?

    Работник атомной отрасли - это высококвалифицированный специалист:
  • имеющий базовое профессиональное образование;
  • обладающий повышенным чувством ответственности за то, что он делает;
  • пунктуальный в выполнении требований безопасности;
  • способный быстро принимать решения;
  • обладающий эмоционально-волевой устойчивостью;
  • способный к постоянному творческому поиску и исследовательской деятельности;
  • постоянно повышающий свой профессиональный уровень;
  • обладающий высоким уровнем общей культуры.

Какие специальности востребованы в настоящее время в атомной отрасли?

В разработке, строительстве и эксплуатации атомных объектов принимают участие ученые различных специальностей: ядерная физика, электрофизика, биофизика, медицинская физика, радиационная химия, радиационная биология и др. также необходимы инженеры-проектировщики, инженеры-эксплуатационщики, специалисты по радиационной безопасности и информационным системам, строители, рабочие и техники различных специальностей.

И, конечно, никуда не деться без специалистов в управлении, делопроизводстве, менеджменте, связях с общественностью и других «сопутствующих» профессиях.

Но не многие знают о их гостеприимстве. Ни разу меня ещё без подарок не отпускали. Итак, совсем недавно получил целый мешок различных интересных книжек от них. Мешок, кстати, с изображением наших крутых физиков-ядерщиков - Курчатовым, Славским и Александровым. В прошлый раз я рассказал и , а сегодня подробнее остановимся на книге «Профессии атомной отрасли».


1. Сражу скажу, что книга рассчитана на школьников и написана нормальным человеческим языком, а не словами ученых об отрасли, в которой они диссертации защищали. Родителям тоже будет интересно.


2. Вы когда-нибудь задумывались о пользе урановой таблетки? А вот на страницах книги вам это сделать придется. Вся книга представляет собой игровой формат. Множество загадок, экспериментов присутствует практически на каждой странице. Возможно, что после её прочтения дети захотят стать учеными, если родители не против. Так вот на одной из страниц предлагается провести эксперимент «У воды есть кожа». Хотите узнать что такое?


3. В середине, как и вначале, бумажного издания мы натыкаемся на фрагменты, которые необходимо вырезать или отклеить, чтобы потом приклеить в другое место.


4. Вот В этот значок радиации необходимо приклеить первооткрывателей атомной науки. Вам это сделать будет куда проще, а вот детишкам придется попотеть. Ну, а для тех кто никогда не интересовался атомной и ядерной физикой ждет много интересных фактах о выдающихся людях.


5. Принцип действия рентгена в домашних условиях. Норм, чо! Поднесите страничку с грузовиком к лампочке и узнаете что там. Кстати, очень забавная зверушка, вернее кости зверушки, рентген все-таки. А на соседней страницы небольшой рассказ о том, как на таможне используют изобретение Вильгельма Конрада в целях безопасности.


6. Надоело считать и читать? Займись раскраской!


7. В конце книге экзамен в виде кроссворда. Ничего сложного здесь не спрашивают, а если вопрос покажется трудным, то можно пролистать книгу ещё раз в поисках верного ответа. А если уж очень все сложно, то на последней странице есть ключ.